На грани сна и пробуждения, или комната оживших картин


фото: Андрей Щелкунов

12 и 13 июня на арт-площадке СТАНЦИЯ состоится второй показ танцтриллера «Комната» компании Диалог Данс и московского хореографа Сергея Землянского. Три месяца назад премьера спектакля вызвала ажиотаж и открыла имидж Диалог Данс в новом колорите. «На грани сна и пробуждения, или комната оживших картин» — статья Дарьи Шаниной, «Молодежная линия» —  в нашем блоге.

В прямоугольной раме – небо, в резкую голубизну которого причудливо врезаются уродливо изогнутые голые ветви деревьев. Не это ли небо – бирюзовая дорожка на полу комнаты, ведущая к спасительной двери? Почти прозрачная девушка с почти бесконечными волосами, покинув пределы полотна, вторглась в пространство комнаты чем-то красным, клетчатым. И они – два создания из чёрно-белых грёз – за ней, вдогонку, перешагнув границы написанного на холсте… И красные завесы, по ту сторону которых уже некуда бежать, и белая овечка, безропотная, на колёсиках, и клетка, высокая, с легко гнущимися прутьями – всё оттуда, с картин британской художницы-сюрреалиста Heather Nevay, словно спустилось в наш материальный мир. Мир «Комнаты» — премьерного танцтриллера компании «Диалог Данс» в постановке московского хореографа Сергея Землянского.

Не будучи знакомым с творчеством Heather Nevay, невозможно понять, о чём говорят на  языке танца исполнительницы перформанса Мария Качалкова, Татьяна Караванова и Ольга Капустина. Но в то же время и знаток сюрреализма, сразу увидев в сценическом пространстве знакомые образы и разгадав привычные символы, не сможет полностью  прояснить ситуацию: картины Nevay – лишь материальная основа, дающая цвет и образ, основа, на которую впоследствии накладывается, пожалуй, самое главное – эмоция хореографа и танцоров.

Невероятно  глубокий замысел столичного хореографа, блестяще воплощённый в жизнь костромскими исполнителями, погружает зрителя в самые недра человеческого бытия – до сих пор не разгаданную природу души. Неслучайно красные завесы, разделяющие сценическое пространство на два мира (один из которых – реально существующий физический, а другой – нематериальный внутренний), становятся зеркалом, в которое смотрит главная героиня перформанса (Мария Качалкова), а вслед за ней – и все сидящие в зале. И что мы видим? Там, по ту сторону отражающей поверхности, есть особый мир, в котором благополучно существуют, время от времени стремясь вырваться наружу, тёмные силы человеческой души – наши страхи и комплексы. И им удаётся вырваться. Героиня, испытывающая при столкновении с ними реальные физические боли, почти поддаётся довлеющему влиянию нематериальных чёрно-белых существ (Татьяна Караванова и Ольга Капустина), начиная двигаться синхронно с ними, а то и вовсе переступая черту, отделяющую её от другого, потустороннего мира. Красные бусы, с невероятной быстротой оказывающиеся на её шее, превращаются не то в петлю, не то в поводок, лишая героиню главного в человеке – самостоятельности и свободы выбора. И вот она уже делает «обречённый» шаг – и оказывается внутри клетки, мгновенно превращающейся в нечто, очень напоминающее дирижабль. Четыре верёвки, крепко привязавшие девушку, не дают возможности отступить… Что будет с ней? Этот почти безответный вопрос получает странное разрешение: над всем в этом мире господствует высшая сила. Она – хозяйка комнаты, и ей предоставлено право последнего слова. Она отпускает героиню, указывая ей верный путь – «небесную» дорожку, в конце которой – ослепляющий свет. Сложный образ хозяйки комнаты с потрясающим немым драматизмом создала актриса театра имени Островского Нина Маврина. Её финальный «аккорд» стал точкой высочайшего эмоционального напряжения.

Пожалуй, никто не может  сказать о произведении искусства больше и вернее, чем его творец. Накануне премьеры в стенах ещё не сотворённой «Комнаты» мы поговорили с её создателем Сергеем Землянским.

— Сергей, «география» вашего творчества весьма обширна: на профессиональной карте хореографа и танцора Землянского значатся Челябинск, Екатеринбург, Москва… Теперь ещё и Кострома. Как оказались в нашем городе?

— Если  говорить откровенно, я свободный  хореограф, поскольку не «прикреплён» ни к одному театру и ни к одному режиссёру. Сегодня я сотрудничаю с московской студией «SounDrama», которая успешно работает под руководством модного столичного  режиссёра Владимира Панкова. Кстати, сразу после премьеры костромского перформанса меня ждёт совместная работа с Панковым над очередным проектом. Что же касается вашего города, с Костромой и компанией «Диалог Данс» впервые я познакомился на фестивале «Диверсия», когда выступил в роли хореографа в проекте латвийского дуэта. Около четырёх лет мы вели переговоры с костромской школой современного танца о создании совместного перформанса – и вот наконец случилось!

— И каковы ваши  первые впечатления  от работы с  костромскими танцорами?

— В танцтриллере  «Комната» четыре образа, над которыми работали три танцовщицы школы и компании «Диалог Данс» и одна профессиональная драматическая актриса из областного театра имени Островского. На мой взгляд, девушки имеют прекрасную профессиональную подготовку: мастерством танца они владеют безупречно. Более того, сегодня среди исполнителей современного танца практически невозможно встретить человека, который бы по-настоящему задумывался о философском подтексте перформанса и совершенно осознанно «вписывал» движение в контекст постановки. К счастью, Мария Качалкова, Татьяна Караванова и Ольга Капустина – артисты мыслящие, находящиеся в постоянном поиске.

— Я знаю, что ваш спектакль создан под впечатлением от творчества художницы Heather Nevay, творившей в манере сюрреализма…

— Вы знаете, когда я ехал из Москвы в Кострому, в моём «арсенале» были только музыкальные отрывки. Хореограф не может полностью разрабатывать концепцию перформанса, не видя перед собой его исполнителей, потому что именно от физических способностей танцовщиков зависит творческое решение спектакля. И вот я приезжаю в Кострому, знакомлюсь с девушками, с которыми мне предстоит работать, постепенно в моём сознании складывается представление о будущем спектакле… Вдруг Иван Естегнеев знакомит меня с сюрреалистическими картинами Heather Nevay, и я понимаю, что именно они должны стать основой постановки.

— Но в этих картинах превалирует мотив страха, да и жанр перформанса – «танцтриллер» — настраивает на восприятие чего-то мистического…

— Возможно, для неискушённого зрителя, имеющего лишь поверхностное представление о том, что происходит в современном театральном искусстве и искусстве современного танца, некоторые моменты перформанса будут сложны для восприятия и даже вызовут негативные эмоции. Но всё же не стоит воспринимать наш танцтриллер как нечто мистическое, изобилующее ужасами. Мы просто пытаемся разобраться в истории, у которой, на мой взгляд, светлый финал. Кстати, по дороге из Москвы в Кострому мне приснился странный сон. Именно он и стал финалом спектакля.

— И всё же эта история о человеческих страхах?

— Скорее о борьбе с ними. Комната – это некий символ нефизического пространства, в которое каждый человек так или иначе возвращается в воспоминаниях, во снах или же наяву в течение своей жизни. Это та комната, в которой когда-то происходило становление личности, поэтому у каждого она особенная: для кого-то это комната детства, для кого-то – подросткового возраста, а для кого-то – глубокой старости. Но именно в эту комнату человек просто обязан возвращаться в переломные моменты жизни, чтобы искоренять в себе страхи и комплексы, которые порой имеют над ним неограниченную власть.

— Значит, посмотрев «Комнату», зритель должен…

Задуматься о себе. Я очень надеюсь, что каждый человек, увидевший наш перформанс, сделает для себя определённые выводы. Главное – чтобы не было равнодушия. Хвалите, ругайте: мы будем рады любой реакции! И помните: каждый из нас – сильная личность, способная стать внутренне светлее. А если мы будем чуточку светлее, то и вся наша жизнь внезапно преобразится. Преобразится в свет.

«Комната» насквозь пронизана духом сюрреализма, «подаренного» ей картинами Heather Nevay, может быть, именно поэтому при всей яркости красок и почти художественной фигуративности движений перформанс кажется лишь загадочным миражом, возникающим на грани прекрасного сна и постепенного пробуждения…

Рубрика: блог. Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.