Кострома — новая точка на культурной карте мира
В этом древнем, патриархальном городе создают и успешно показывают contemporary dance европейского уровня
|
|
Фото Алексея Сулимы |
Вот мы сидим в Москве и думаем, что если, допустим, Мадонна не выступает в какой-нибудь, допустим, Костроме, то значит, в русской провинции никакой культурной жизни и нет. На самом деле бывает, что и есть. И вполне продвинутая и новаторская.
«Ой, это что у нас такое проходит? Клёво, я бы сходила!» — восхищалась юная продавщица в маленьком костромском магазине мобильников, куда я забежал подзарядить капризный смартфон. Началось с того, что, как принято у добрых провинциалов, девушка полюбопытствовала, зачем мы со смартфоном приехали в Кострому. А я так прямо и сказал: смотреть проект «Фабрики воображения», который представляет собою эклектичный набор концертов европейской альтернативы, современного танца и тому подобного. Официальный пресс-релиз сообщает, что «Фестиваль «Фабрики воображения» — финальный этап одноименного проекта, который в 2010 году был организован пятью российскими и европейскими независимыми культурными центрами при финансовой поддержке Европейского союза».
Город, колыбель рода Романовых, родина драматурга Островского, странен: такой планировки «веером» нигде больше не увидишь. По легенде, Екатерина бросила веер на план города и сказала: «строить так». С тех пор в Костроме, кажется, невозможно заблудиться. Ориентир, как ни смешно, — огромный памятник Ивану Сусанину. Или пожарная каланча. Архитектура причудлива: и здания XIX века в хорошем состоянии, и безликий «совок», новодел, и копчёные кривенькие избушки, чьи окошки первого этажа давно вросли в асфальтовый тротуар. И вот в таком вот месте происходят актуальные культурные процессы. Про музыку здешнюю ничего не скажу (даром, что это моя основная тема), но вот современный танец, от упоминания которого даже в Москве многих трясет так же, как вообще от понятия «современное искусство», — в Костроме прижился. Здесь активно ставит спектакли и проводит обучение компания «Диалог Данс» — двукратные призеры «Золотой маски» в номинации «Лучший спектакль в современном танце». И такое место называется — «Станция». Какое-то явно промышленное помещение, лофт, рядом с заброшенной железнодорожной веткой. На нем «Фабрики» и проходят. Программа вообще-то не очень ловко сверстана: сперва зрители смотрят часовой спектакль, потом часа два ждут концерта. Деваться на «Станции» им при этом особенно некуда — посмотреть фото на стенах, постоять-покурить на улице… Но посетителям явно и такое в удовольствие.
Стартовали спектаклем «Камера». Постановка — прославленного бельгийско-голландского хореографа Анн ван ден Брук. Танцоры — местные, удивительного атлетического вида и нечеловеческой выносливости молодые люди и девушки. «Моя хореография чертовски проста», — признается г-жа Брук. Ее жуткую «Камеру» показывали два вечера подряд. Оба раза — к полному восторгу зала и сочувствованию в прямом смысле. Месседж, как в той песне Arcad Fire, «My body is a cage» («Тело моё есть клетка»). Но клетка/камера — это всё, что угодно: работа, общество и так далее. Под live-аккомпанемент гитариста, играющего по преимуществу жесткие рифы и остинатные фигуры через дисторшн, танцоры носятся по сцене, по сто раз повторяют одни и те же движения, раздеваются, одеваются, связывают себя по рукам и ногам белыми лентами… Как в жизни, короче говоря. Пафос очевиден. Непонятно, почему европейские творцы — особенно из тех северных королевств, где уже всем всё давно разрешено, — так помешаны на идее ломания рамок, барьеров и так далее.
Спектакль «Гроза» поразил всем. Гуттаперчевые, нечеловечески изгибающиеся танцоры, которые к тому же должны точно артикулировать фразы, звучащие с фонограммы. И сам жанр, точнее, три жанра (световой дизайн — музыка — танец), сплавленные в единый шокирующий сгусток информации. На родине Островского название «Гроза» имеет определенную коннотацию — ну та странная, в школе проходимая пьеса, где молодая женщина утопилась от любви. Не поверите, но это почти что она и есть. По сути.
В Международный день защиты детей представили детский спектакль. Казалось бы, contemporary dance должен уморить малышей до зевоты. Но это смотря какой dance. Спектакль из Италии «Японский сад» — это такое действо, глядя на которое сожалеешь, что давно повзрослел. Идея такая: на пол сцены проецируются разные изображения, камни, песок и т.п. или какая-то абстракция. Дети, они же зрители/участники, сидят на сцене, смотрят на всю эту красоту, и попеременно выходят, и ступают прямо на изображение. И прыгают по нему. А оно — звучит. Разными фантастическими звуками. Девочки стараются держаться вместе, мальчики — соревноваться. Получается такое совершенно спонтанное действо. Дети — они ведь прирожденные авангардисты. И наоборот.
Постоянный адрес страницы: http://www.novayagazeta.ru/arts/53158.html
Текст: Александр Беляев, «Новая Газета», июнь 2012
Александр Беляев о фестивале «Фабрики Воображения»
Кострома — новая точка на культурной карте мира
В этом древнем, патриархальном городе создают и успешно показывают contemporary dance европейского уровня
Вот мы сидим в Москве и думаем, что если, допустим, Мадонна не выступает в какой-нибудь, допустим, Костроме, то значит, в русской провинции никакой культурной жизни и нет. На самом деле бывает, что и есть. И вполне продвинутая и новаторская.
«Ой, это что у нас такое проходит? Клёво, я бы сходила!» — восхищалась юная продавщица в маленьком костромском магазине мобильников, куда я забежал подзарядить капризный смартфон. Началось с того, что, как принято у добрых провинциалов, девушка полюбопытствовала, зачем мы со смартфоном приехали в Кострому. А я так прямо и сказал: смотреть проект «Фабрики воображения», который представляет собою эклектичный набор концертов европейской альтернативы, современного танца и тому подобного. Официальный пресс-релиз сообщает, что «Фестиваль «Фабрики воображения» — финальный этап одноименного проекта, который в 2010 году был организован пятью российскими и европейскими независимыми культурными центрами при финансовой поддержке Европейского союза».
Город, колыбель рода Романовых, родина драматурга Островского, странен: такой планировки «веером» нигде больше не увидишь. По легенде, Екатерина бросила веер на план города и сказала: «строить так». С тех пор в Костроме, кажется, невозможно заблудиться. Ориентир, как ни смешно, — огромный памятник Ивану Сусанину. Или пожарная каланча. Архитектура причудлива: и здания XIX века в хорошем состоянии, и безликий «совок», новодел, и копчёные кривенькие избушки, чьи окошки первого этажа давно вросли в асфальтовый тротуар. И вот в таком вот месте происходят актуальные культурные процессы. Про музыку здешнюю ничего не скажу (даром, что это моя основная тема), но вот современный танец, от упоминания которого даже в Москве многих трясет так же, как вообще от понятия «современное искусство», — в Костроме прижился. Здесь активно ставит спектакли и проводит обучение компания «Диалог Данс» — двукратные призеры «Золотой маски» в номинации «Лучший спектакль в современном танце». И такое место называется — «Станция». Какое-то явно промышленное помещение, лофт, рядом с заброшенной железнодорожной веткой. На нем «Фабрики» и проходят. Программа вообще-то не очень ловко сверстана: сперва зрители смотрят часовой спектакль, потом часа два ждут концерта. Деваться на «Станции» им при этом особенно некуда — посмотреть фото на стенах, постоять-покурить на улице… Но посетителям явно и такое в удовольствие.
Стартовали спектаклем «Камера». Постановка — прославленного бельгийско-голландского хореографа Анн ван ден Брук. Танцоры — местные, удивительного атлетического вида и нечеловеческой выносливости молодые люди и девушки. «Моя хореография чертовски проста», — признается г-жа Брук. Ее жуткую «Камеру» показывали два вечера подряд. Оба раза — к полному восторгу зала и сочувствованию в прямом смысле. Месседж, как в той песне Arcad Fire, «My body is a cage» («Тело моё есть клетка»). Но клетка/камера — это всё, что угодно: работа, общество и так далее. Под live-аккомпанемент гитариста, играющего по преимуществу жесткие рифы и остинатные фигуры через дисторшн, танцоры носятся по сцене, по сто раз повторяют одни и те же движения, раздеваются, одеваются, связывают себя по рукам и ногам белыми лентами… Как в жизни, короче говоря. Пафос очевиден. Непонятно, почему европейские творцы — особенно из тех северных королевств, где уже всем всё давно разрешено, — так помешаны на идее ломания рамок, барьеров и так далее.
Спектакль «Гроза» поразил всем. Гуттаперчевые, нечеловечески изгибающиеся танцоры, которые к тому же должны точно артикулировать фразы, звучащие с фонограммы. И сам жанр, точнее, три жанра (световой дизайн — музыка — танец), сплавленные в единый шокирующий сгусток информации. На родине Островского название «Гроза» имеет определенную коннотацию — ну та странная, в школе проходимая пьеса, где молодая женщина утопилась от любви. Не поверите, но это почти что она и есть. По сути.
В Международный день защиты детей представили детский спектакль. Казалось бы, contemporary dance должен уморить малышей до зевоты. Но это смотря какой dance. Спектакль из Италии «Японский сад» — это такое действо, глядя на которое сожалеешь, что давно повзрослел. Идея такая: на пол сцены проецируются разные изображения, камни, песок и т.п. или какая-то абстракция. Дети, они же зрители/участники, сидят на сцене, смотрят на всю эту красоту, и попеременно выходят, и ступают прямо на изображение. И прыгают по нему. А оно — звучит. Разными фантастическими звуками. Девочки стараются держаться вместе, мальчики — соревноваться. Получается такое совершенно спонтанное действо. Дети — они ведь прирожденные авангардисты. И наоборот.
Постоянный адрес страницы: http://www.novayagazeta.ru/arts/53158.html