Премьерный спектакль компании «Диалог Данс» доказал, что помешать танцу не может ничто. Даже тишина.
Тринадцатилетний Лев и одиннадцатилетняя Даша, крепко держась за руки, всего-навсего медленно уходят в глубину сцены, иногда оборачиваясь… Для студентов (пусть и непостоянных) школы «Диалог Данс», репетировавших четыре месяца, слишком элементарно. Мария Качалкова всего-навсего складывает указательный и большой пальцы в колечко — вроде «всё ОК»… Для артистки компании «Диалог Данс», танцевавшей даже на «Золотой Маске», невероятно банально. Евгений Кулагин без многословных вступлений всего-навсего желает зрителям приятного просмотра. Для директора школы и компании «Диалог Данс», представляющего премьерный спектакль, очень просто. Кажется, что просто, банально, элементарно — тем, кто не знаком с историей «Людей». А вот изучившая историю премьерной танцевальной постановки корреспондент «СП-ДО» Дарья ШАНИНА теперь знает наверняка, как тяжело идти под музыку, когда не слышишь музыки. Как трудно говорить жестами, когда привык говорить словами. И как сложно представлять спектакль, созданный вопреки — человеческим возможностям и общественным стереотипам.
Начав борьбу с социальными стереотипами, костромская компания современного танца «Диалог Данс» на этот раз не донкихотствует. На тропу войны наши хореографы и танцовщики в конце минувшего лета вышли не одни и не без помощи: в пяти городах страны (в Москве, Челябинске, Екатеринбурге, Комсомольске-на-Амуре и, конечно, Костроме) при поддержке Министерства культуры Российской Федерации стартовал проект «Театр+Общество». По большому счёту, чересчур смелый: от идеи создать творческий продукт совместно с так называемыми «незащищёнными слоями населения» в восторг пришли бы наверняка не все российские театры. А потому Минкульт подался к тем, которые (заранее было понятно) не струсят точно — к независимым. Что в современных российских реалиях звучит почти как «бесстрашным». И уж однозначно — готовым на любые эксперименты.
Расчёт оказался более чем верным: Минкульт наметил траекторию — семь независимых компаний (три столичных, три зауральских и особая, хотя вполне ожидаемая гордость — из Центральной России одна, наш «Диалог Данс») тут же разработали «полётный план». Ещё в самом начале осени, говоря о перспективах министерского проекта, карты других его участников раскрыл директор «ДД» Евгений Кулагин: кто-то, выяснилось, работает с заключёнными колоний, кто-то — с обществом анонимных алкоголиков, кто-то — с людьми, имеющими физические недостатки. Если рассуждать теоретически, костромские хореографы и танцовщики пошли по пути более простому: пригласили в партнёры молодых людей из регионального отделения Всероссийского общества глухих. На практике — поставили перед собой чуть ли не сверхъестественную задачу: научить людей, слышащих совершенно разные внутренние ритмы, почувствовать один, объединяющий, ритм. И начать жить в унисон — не только друг с другом, но и с окружающим миром.
Этот унисон хореографы «Диалог Данс» начали выстраивать буквально с первой репетиции. «Чувствуем партнёра!», «Используем пространство!», «Концентрируем внимание!» и, конечно, «Не забываем: отжимания, растяжка, пресс — каждый день!» — художественный руководитель «ДД» Иван Естегнеев не ласково просит. Жёстко настаивает — так, как будто на площадке профессиональная труппа танцовщиков. Потом, чуть позже, признаётся с улыбкой (естественно, по секрету): «С ними нельзя работать мягко. Нельзя жалеть. Надо требовать максимальной отдачи, чтобы они сами ощущали себя совершенно такими же, как остальные». Подтекст предельно ясен: чтобы мир перестал казаться угрозой. Чтобы мир не смог нарушить внутреннюю гармонию. Получилось: в пространстве премьерного спектакля-инсталляции 16 декабря появились абсолютно гармоничные «Люди».
Внешний мир, тот самый, который всегда пугает, если ты выбиваешься из его стереотипов, не умещаешься в его рамки, не соответствуешь его правилам, в танцевальном перформансе, срежиссированном Евгением Кулагиным, остался. Остался — металлическим, царапающим слух лязгом-скрежетом, то и дело прорывающимся сквозь светлую, мощную музыку (Marvin Gaye, Doors, Nansy Sinatra и Gil Scott). Остался — тайной тревогой, которая время от времени терзает изнутри вполне счастливых обитателей сценического пространства. Остался — документальными кадрами на экране, на которых не персонажи «Людей», а ребята из регионального отделения Всероссийского общества глухих и танцовщики «Диалог Данс» устраивают уличные перформансы в осенней Костроме. В общем, остался где-то вне, каким-то полуреальным видением, уступив место другому миру. Пусть придуманному, пусть театральному, пусть подражательному. Но абсолютно светлому.
Быть может, потому, что мир «Людей» состоит не из завершённых историй — из беглых набросков (так напоминающих театральные этюды), напрочь лишённых любых (и главное — несчастливых) финалов, каждый раз обрывающихся многоточием… Это почти фильм, составленный из торопливых кадров, бегущих на смену друг другу с ужасным нетерпением, а потому наскакивающих один на другой.
Три крепких парня (Егор Хромов, Михаил Афоничев, Дмитрий Бойцов) беззаботно играют в невидимый мяч: с азартом подкидывают его вверх, в кураже чикают, аккуратно принимают на голову, падают — и резво подскакивают опять и опять, чтобы продолжить гонку с новыми силами. Мальчик (Лев Елисеенко) изо всех сил привлекает внимание девушки (Мария Качалкова), прогуливающейся рядом: беззвучно кричит, бегает вокруг, машет руками, волчком вьётся. Потом наконец просто запрыгивает ей на спину — и трогательную танцующую пару (брат и сестра?) уже не в силах разлучить никто. Гибко, невероятно притягательно извиваются три девушки (Мария Качалкова, Ирина Куликова, Мария Рыбина) с волшебными улыбками, заставляя очарованно замереть мальчиковое трио футболистов. Девочка (Дарья Громова) и молодой человек (Лев Елисеенко) робко танцуют дуэтом, прекрасно чувствуя, интуитивно угадывая друг друга: любое её прикосновение вдохновляет его на движение, каждое его касание заставляет двигаться её.
Здесь все они: друзья-футболисты и очаровательно танцующие подружки, братья и сёстры, дочери и матери — герои не только личных, отчуждённых историй, но и одной, коллективной, глобальной притчи. Притчи о том, что вселенная может жить по своим законам: лязгать и скрипеть, врываясь в человеческие души и судьбы жутким холодом. Но сами людские души и судьбы, такие непохожие и неповторимые, живут по законам собственным. Главное — общим для всех. По законам добра, которые диктуют человечеству простую истину: хорошо слышащий, слабослышащий, глухой… Люди так не делятся.
«Люди» так не делятся
Премьерный спектакль компании «Диалог Данс» доказал, что помешать танцу не может ничто. Даже тишина.
Тринадцатилетний Лев и одиннадцатилетняя Даша, крепко держась за руки, всего-навсего медленно уходят в глубину сцены, иногда оборачиваясь… Для студентов (пусть и непостоянных) школы «Диалог Данс», репетировавших четыре месяца, слишком элементарно. Мария Качалкова всего-навсего складывает указательный и большой пальцы в колечко — вроде «всё ОК»… Для артистки компании «Диалог Данс», танцевавшей даже на «Золотой Маске», невероятно банально. Евгений Кулагин без многословных вступлений всего-навсего желает зрителям приятного просмотра. Для директора школы и компании «Диалог Данс», представляющего премьерный спектакль, очень просто. Кажется, что просто, банально, элементарно — тем, кто не знаком с историей «Людей». А вот изучившая историю премьерной танцевальной постановки корреспондент «СП-ДО» Дарья ШАНИНА теперь знает наверняка, как тяжело идти под музыку, когда не слышишь музыки. Как трудно говорить жестами, когда привык говорить словами. И как сложно представлять спектакль, созданный вопреки — человеческим возможностям и общественным стереотипам.
Начав борьбу с социальными стереотипами, костромская компания современного танца «Диалог Данс» на этот раз не донкихотствует. На тропу войны наши хореографы и танцовщики в конце минувшего лета вышли не одни и не без помощи: в пяти городах страны (в Москве, Челябинске, Екатеринбурге, Комсомольске-на-Амуре и, конечно, Костроме) при поддержке Министерства культуры Российской Федерации стартовал проект «Театр+Общество». По большому счёту, чересчур смелый: от идеи создать творческий продукт совместно с так называемыми «незащищёнными слоями населения» в восторг пришли бы наверняка не все российские театры. А потому Минкульт подался к тем, которые (заранее было понятно) не струсят точно — к независимым. Что в современных российских реалиях звучит почти как «бесстрашным». И уж однозначно — готовым на любые эксперименты.
Расчёт оказался более чем верным: Минкульт наметил траекторию — семь независимых компаний (три столичных, три зауральских и особая, хотя вполне ожидаемая гордость — из Центральной России одна, наш «Диалог Данс») тут же разработали «полётный план». Ещё в самом начале осени, говоря о перспективах министерского проекта, карты других его участников раскрыл директор «ДД» Евгений Кулагин: кто-то, выяснилось, работает с заключёнными колоний, кто-то — с обществом анонимных алкоголиков, кто-то — с людьми, имеющими физические недостатки. Если рассуждать теоретически, костромские хореографы и танцовщики пошли по пути более простому: пригласили в партнёры молодых людей из регионального отделения Всероссийского общества глухих. На практике — поставили перед собой чуть ли не сверхъестественную задачу: научить людей, слышащих совершенно разные внутренние ритмы, почувствовать один, объединяющий, ритм. И начать жить в унисон — не только друг с другом, но и с окружающим миром.
Этот унисон хореографы «Диалог Данс» начали выстраивать буквально с первой репетиции. «Чувствуем партнёра!», «Используем пространство!», «Концентрируем внимание!» и, конечно, «Не забываем: отжимания, растяжка, пресс — каждый день!» — художественный руководитель «ДД» Иван Естегнеев не ласково просит. Жёстко настаивает — так, как будто на площадке профессиональная труппа танцовщиков. Потом, чуть позже, признаётся с улыбкой (естественно, по секрету): «С ними нельзя работать мягко. Нельзя жалеть. Надо требовать максимальной отдачи, чтобы они сами ощущали себя совершенно такими же, как остальные». Подтекст предельно ясен: чтобы мир перестал казаться угрозой. Чтобы мир не смог нарушить внутреннюю гармонию. Получилось: в пространстве премьерного спектакля-инсталляции 16 декабря появились абсолютно гармоничные «Люди».
Внешний мир, тот самый, который всегда пугает, если ты выбиваешься из его стереотипов, не умещаешься в его рамки, не соответствуешь его правилам, в танцевальном перформансе, срежиссированном Евгением Кулагиным, остался. Остался — металлическим, царапающим слух лязгом-скрежетом, то и дело прорывающимся сквозь светлую, мощную музыку (Marvin Gaye, Doors, Nansy Sinatra и Gil Scott). Остался — тайной тревогой, которая время от времени терзает изнутри вполне счастливых обитателей сценического пространства. Остался — документальными кадрами на экране, на которых не персонажи «Людей», а ребята из регионального отделения Всероссийского общества глухих и танцовщики «Диалог Данс» устраивают уличные перформансы в осенней Костроме. В общем, остался где-то вне, каким-то полуреальным видением, уступив место другому миру. Пусть придуманному, пусть театральному, пусть подражательному. Но абсолютно светлому.
Быть может, потому, что мир «Людей» состоит не из завершённых историй — из беглых набросков (так напоминающих театральные этюды), напрочь лишённых любых (и главное — несчастливых) финалов, каждый раз обрывающихся многоточием… Это почти фильм, составленный из торопливых кадров, бегущих на смену друг другу с ужасным нетерпением, а потому наскакивающих один на другой.
Три крепких парня (Егор Хромов, Михаил Афоничев, Дмитрий Бойцов) беззаботно играют в невидимый мяч: с азартом подкидывают его вверх, в кураже чикают, аккуратно принимают на голову, падают — и резво подскакивают опять и опять, чтобы продолжить гонку с новыми силами. Мальчик (Лев Елисеенко) изо всех сил привлекает внимание девушки (Мария Качалкова), прогуливающейся рядом: беззвучно кричит, бегает вокруг, машет руками, волчком вьётся. Потом наконец просто запрыгивает ей на спину — и трогательную танцующую пару (брат и сестра?) уже не в силах разлучить никто. Гибко, невероятно притягательно извиваются три девушки (Мария Качалкова, Ирина Куликова, Мария Рыбина) с волшебными улыбками, заставляя очарованно замереть мальчиковое трио футболистов. Девочка (Дарья Громова) и молодой человек (Лев Елисеенко) робко танцуют дуэтом, прекрасно чувствуя, интуитивно угадывая друг друга: любое её прикосновение вдохновляет его на движение, каждое его касание заставляет двигаться её.
Здесь все они: друзья-футболисты и очаровательно танцующие подружки, братья и сёстры, дочери и матери — герои не только личных, отчуждённых историй, но и одной, коллективной, глобальной притчи. Притчи о том, что вселенная может жить по своим законам: лязгать и скрипеть, врываясь в человеческие души и судьбы жутким холодом. Но сами людские души и судьбы, такие непохожие и неповторимые, живут по законам собственным. Главное — общим для всех. По законам добра, которые диктуют человечеству простую истину: хорошо слышащий, слабослышащий, глухой… Люди так не делятся.
Текст: Дарья Шанина, «Губернское деловое обозрение», декабрь 2012