Интервью Ивана Естегнеева журналу «НОМЕР»

К хорошему привыкаешь быстро. Оно – хорошее –­ входит в нашу жизнь и уже становится чем-то привычным, повседневным, глядя на которое и не понятно, как мы раньше без него жили. Когда в конце прошлого года кто-то пустил слух, что школа и компания современного танца «Диалог Данс» перебирается на ПМЖ в Москву, а арт-площадка СТАНЦИЯ сворачивает свою деятельность в Костроме, признаюсь, у меня побежали мурашки по спине. Как же без них? Тех, кто уже четыре года в провинциальном городе дарит публике культуру европейского уровня. Тех, кто приглашает в Кострому танцовщиков и артистов со всего мира. Тех, кто, погружаясь в атмосферу альтернативного искусства, увлекает за собой тысячи людей, расцвечивая их жизни яркими, совершенно новыми красками. Напротив меня – Иван Естегнеев – вдохновитель и воплотитель (в компании единомышленников, конечно) многих проектов школы современного танца «Диалог Данс» и арт-площадки СТАНЦИЯ.

Иван, в чиновничьей среде принято подводить итоги года минувшего и намечать планы на будущее. Не будем о цифрах и показателях. Каким для тебя стал творческий 2012-й?

/Задумался./ Насыщенный. Этапный. В 2012-м было множество значимых, этапных событий, в которые мы были включены. Например, проект «Фабрики Воображения». Для меня это было очень эмоционально, очень мощно, потому что это был кусок жизни, на который было интересно потратиться, сделать эту программу. Но он остался позади, и мы к нему уже не вернемся. Были и какие-то точечные события, которые нас эмоционально вдохновляли, например, вручение «Золотой маски» во второй раз в Москве в Большом театре. Весьма неожиданное событие, поскольку практически не было таких случаев, чтобы один и тот же театр два года подряд получал эту премию. Очень важным для меня стал наш первый социальный проект со слабослышащими людьми, несмотря на то, что я в нем больше выступал как организатор. Для нас это был хороший старт, и могу точно сказать, что мы будем делать подобного рода вещи и в этом году. Тон был задан, и это будет одна из составляющих нашей творческой деятельности, некая социальная направленность и в теме спектаклей, и в отношении тех людей, с которыми мы работаем, кому мы эти спектакли адресуем. Сейчас готовим проект совместно с «Ликвид Театром» о человеке и государстве.

В этом году вы будете сотрудничать с «Гоголь-центром». Его режиссер Кирилл Серебренников задумал создать некий театр будущего, в котором виды искусства как бы смешаны. Как будет построено ваше сотрудничество, в чем оно будет заключаться?

В отношении площадка к площадке мы не так много будем пересекаться. Все-таки СТАНЦИЯ – это негосударственное объединение, у нас другие бюджеты, фокус работы и т.д. Я уверен, что Серебренников со своей харизмой сделает очень много важных вещей в культурной жизни столицы. Сотрудничать с «Гоголь-центром» мы будем как компания современного танца, и с определенной периодичностью будем выпускать специально созданные спектакли нашей компании в «Гоголь-центре». Театр будет заниматься финансированием и продвижением той или иной постановки. К примеру, этой осенью мы планируем создать там спектакль-трансформер, который будет включать в себя сразу несколько пространств. Мы устроим разные зоны, организуем некое передвижение людей в пространстве. Но это пока только задумка, ближайший проект с «Гоголь-центром» намечен уже на март — это наш фестиваль «Диверсия». Он будет проходить в Москве, состоять из семи спектаклей, в нем мы соберем все лучшее, что было представлено за шесть лет работы в Костроме. Получится этакое the best of Diversia, ну и, конечно, будут специальные гости.

Неужели костромичи останутся в этом году без «Диверсии»?

Костромичи без фестиваля дуэтов не останутся. «Диверсия -2013» состоится, как обычно, в сентябре. Будут новые программы, с приглашенными артистами. Это, конечно, не «имперский» фестиваль. Мы приглашаем не самых именитых, но нам очень отрадно, что у многих артистов, которые побывали у нас, продолжается развитие. Интересно угадывать некий потенциал тех или иных артистов, которые через несколько лет становятся крутыми, и их статус поднимается гораздо выше, чем в то время, когда они приезжали сюда.

В своих сотруднических изыскания вы забираетесь все дальше и дальше, ЮАР уже на горизонте. Увидит ли костромской зритель новый проект с южноафриканскими танцовщиками?

В 2007 году мы поехали в ЮАР, познакомились с людьми, которые занимаются современной хореографией, так постепенно завязались отношения. Несколько раз привозили на «Диверсию» танцовщиков из ЮАР. В феврале мы приглашены туда на пять недель с Евгением Кулагиным /директор школы и компании современного танца «Диалог Данс».#/), едем работать с одной из лучших команд. Два года назад хореограф ПиДжей Саббагха выиграл огромный грант национальной лотереи на развитие. Мы, российские артисты, можем им только позавидовать. Спектакль под названием «iMMunity» мы выпустим в начале марта в Йоханнесбурге. Если все сложится, то покажем в Москве, а затем и в Костроме.

Ты затронул больную тему финансовой поддержки искусства. Почему в нашей стране, на твой взгляд, сложилась другая ситуация?

К сожалению, мы заложники истории нашего государства, той политики, которая была раньше. Сейчас культура находится на последнем месте, но она могла быть и на первых позициях, учитывая историю культуры нашей страны. Чиновники от культуры пробуют заниматься развитием, но они в лучшем случае обеспокоены сохранением каких-то традиций и в меньшей степени думают, как стратегически развивать современную культуру. Ужас заключается в том, что мы можем и ту и другую культуру потерять. Проблема ведь не в том, что нет денег на что-то. Скорее всего, нет системы, в том числе и образования, которая четко отвечала на вопрос, какого уровня гражданина, с каким уровнем ответственности к жизни и с каким интересом к культурной среде мы хотим видеть. Нет идеала современного человека. Сейчас приходят дети — они не знают, как вести себя в театре. В европейских школах уделяется достаточно много времени детям, им рассказывают, что такое театр, какие правила поведения. А насчет финансовой поддержки… В Штатах, например, люди могут распределить часть суммы своего налога и сказать: «Я хочу, чтобы часть моего налога пошла на спорт, а эта часть — на дороги». Другой хочет, чтобы его налоги пошли на этот театр. Там государство тоже не так много финансирует, но зато дает возможность обществу поддержать то или иное направление культурной жизни.

Иван, ты учишься в столичной школе театрального лидера. И в разрезе того, что ты там услышал, и в твоем понимании, что же такое театр будущего?

По поводу школы хочется сказать, что это очень классный проект! Нас 45 человек на курсе. Это волшебная возможность в течение года перезнакомиться со всеми, наладить отличные связи, чтобы в будущем можно было сотрудничать. Это первое. Второе — это знания. У нас было четыре сессии по 10 дней. В нас старались запихнуть все, что только можно, от менеджмента до PR, от художественной идеи утопических театральных проектов и социальных тематик в культуре. Происходила систематизация тех знаний, которые у тебя есть, интуитивных, полученных на практике, и шло подкрепление со стороны профессионалов. Нам преподают режиссеры, менеджеры, критики, драматурги. Происходили потрясающие встречи. У нас перебывали практически все директора столичных театров, начиная от Константина Райкина и заканчивая Олегом Табаковым. В общем, все те люди, которые создают контент театральной среды. В отношении театра будущего…он должен быть разным. Должен быть как государственный, так и независимый театр. Сегодня, например, мне хочется посмотреть классику в определенной обстановке, а завтра — современный танец в уютном маргинальном месте. Должен больше развиваться авторский театр. Сейчас создается инфраструктура, появляются новые площадки, выставочные пространства. Но несмотря на это, остается мало художественных лидеров, которые готовы брать на себя нагрузку, вести за собой артистов, растить своего зрителя.

Какие еще проекты готовятся на СТАНЦИИ?

Например, «Фестиваль Будущего: наука и искусство». Проект будет проходить в течение 3-4 дней в Костроме в конце мая. Когда обсуждали планы на 2013 год, пришли к выводу, что многое сейчас создается на стыке дисциплин, новых технологий. Мы подумали: было бы круто сделать такой проект, и мы очень рады, что уже получили поддержку Фонда Прохорова. Его цель — сделать микс «странно-интересных» лекций и спектаклей с новыми технологиями. Cфокусироваться на другом мире, на том, что нас окружает. Было бы интересно привезти профессора МГУ, читающего лекции по прикладной физике, при этом посмотреть выставку визуального прикладного искусства. Правильный, интересный лектор — это абсолютно состоявшийся перформер. Одним словом, хотим показать, что наука — это не скучно.

«ВКонтакте», в группе арт-площадки СТАНЦИЯ количество друзей перевалило за три тысячи. По моим ощущениям, СТАНЦИЯ растет, это уже не полустанок, из нее как минимум вырос целый городок. Но не так давно по Костроме прокатился слух, что вы переезжаете в столицу…

Таких планов нет. Думаю, слух был связан с тем, что нашу компанию пригласили стать резидентом «Гоголь-центра». Но это решение не связано с нашим желанием переехать. Мы не дошли до такой точки, что нам в Костроме уже нечего делать. Здесь можно заниматься еще очень многим и полезным. Как минимум наш 2013 год в Костроме весь расписан, даже несмотря на то, что будет много поездок, работа в Москве. Запланировано несколько фестивалей, постановок, с января в компании работают новые приглашенные артисты. Надеюсь, что фундамент, который здесь заложен, останется и найдет свое развитие на много лет вперед.

 

Текст: Лариса Сухарева.
Фото: Семен Шустов.
Журнал НОМЕР-Кострома, №2 (2013).

 

Рубрика: диалог данс. Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.