Арт-площадка «Станция» инициировала проект создания перформативной экскурсии по городу «Susanin trip». По итогам первой сессии проекта между участниками состоялся разговор, с фрагментами которого знакомим читателей журнала «Номер».
Участники разговора:
Александр Андрияшкин — хореограф, перформер, педагог/ Москва
Сергей Кремнев — архитектор, куратор культурного центра «TEXTIL»/ Ярославль
Юлия Кривцова — культуролог, куратор культурного центра «TEXTIL»/ Ярославль
Мария Сокольникова — PR менеджер арт-площадки «Станция»/ Кострома
Диалоги о городе
Ю — Для меня этот проект является продолжением сотрудничества двух культурных институций — СТАНЦИИ и TEXTIL’я — и использует компетенции обеих команд, чтобы создать новый для Костромы продукт, объединяющий современное искусство и город. В течение 10 лет в Ярославле мы делаем городские проекты, связанные с современной культурой. Наш фестиваль «Архитектура движения» начинался как фестиваль-путеводитель: мы предлагали горожанам карту с маршрутами, переосмысляли привычные места с помощью танца, театра, видеоарта, фотографии. Мы организовывали нестандартные экскурсии, благодаря которым люди открывали свой город заново. Мы с интересом отнеслись к идее создать для Костромы путешествие, через которое ты точнее понимаешь город и самого себя. Обычная экскурсии — это, как правило, факты и информация. Здесь у тебя появляются помощники или проводники, которые предлагают совершенно новый опыт знакомства с городом.
А — Проводник — это голос в наушниках — через различные ситуации он предлагает размышлять о разных городских контекстах, о том, что такое экскурсия как таковая. Мне интересно устанавливать связь между экскурсией, городом и человеком через современное искусство, перформативные практики — театральные практики изучения человека, социума.
Идея создать пешеходный маршрут связана с вопросом: как можно смотреть на город? Часто я и многие мои знакомые сталкиваемся с тем, что ты хочешь познакомиться с городом, выбираешь экскурсию и возникает ощущение, что тебя ведут в кафе, расписанное под хохлому. Ты понимаешь, что, если ты житель этого города, ты никогда в это кафе не пойдешь. Создание альтернативного маршрута похоже на создание кафе, в котором тебе интересно и с которым ты готов себя идентифицировать.
М – Мне кажется, проект пробуждает в человеке интерес к городу, в котором он живет, и даже переосмысление, переоценку того, к чему он привык, что перестал замечать и ценить. Для арт-площадки «СТАНЦИЯ» — это еще один шаг в город, попытка найти новый взгляд на историю и жизнь Костромы, предложить человеку новый формат осмысления себя в городе: кто я? почему я здесь живу? кто такие костромичи?
С – В этом проекте есть междисциплинарность, мы все — носители разного опыта, и именно в пересечении разных точек зрения на город получается наиболее интересная картина мира. Как архитектор я занимаюсь организацией сценариев поведения человека в городской среде. Важным является вовлечение жителей, и не столько в сам проект, сколько в процесс, который одновременно запускается на СТАНЦИИ. В течение недели здесь ежедневно происходили диалоги о городе, встречи разных людей, которые размышляли о том, с какими костромскими местами и историями они себя идентифицируют.
Мой внутренний Сусанин
С — Мы увидели, что, помимо физического въезда в город, существуют символические ворота, через которые мы проходим, — бренды, символы — проигнорировать которые не удастся. Наше внимание привлекли 2 мифа — исторический и литературный, которые встречают туристов и выстраивают отношения с жителями. Я имею в виду Сусанина и Снегурочку. Сейчас эти мифологемы осмысляются людьми, которые занимаются наукой, властью, бизнесом. Но не современными художниками.
А – Очевидно, что город пытается продавать себя как пакет брендов, один из которых — «колыбель российской государственности»- связан с именем Ивана Сусанина. Мы решили использовать его как точку входа для нашего маршрута. Сусанин — это миф и в то же время олицетворение любых мифов о городе и истории. Почти каждое место в Костроме наполнено мифами, и важно, какой из трактовок ты решаешь верить. От этого меняется твое восприятие истории города, страны и, соответственно, твоего места в этой истории и твоего следующего шага. Мы не хотим утверждать или развеивать мифы, нам интересен сам принцип вопросительности: чему ты решаешь верить и куда эта история может тебя привести.
Ю — сейчас набирает популярность понятие внутреннего туризма, люди стали больше путешествовать по России, но в нашем маршруте это понятие раскрывает дополнительное значение: маршрут по городу — это еще и путешествие вглубь самого себя. Идентификация города становится частью самоидентификации человека. В истории Костромы мы находим наводки, маяки для нашей личной истории и опыта. Эти темы проявляются в общении с горожанами, специалистами, в уличных наблюдениях. Темы прирастают к конкретным местам на карте города, получают материализацию в художественных, театральных практиках.
М — сейчас очень популярен проект Remote X, где люди надевают наушники и точно также ходят по городу. И параллели с нашим проектом непроизвольно возникают. В сегодняшнем тренде делать променад-спектакли Remote X выступают ярко и убедительно. И для нас это дополнительный стимул обратить внимание на этот опыт и размышлять о тех вещах, которые интересуют именно нас.
Ю — спектакль Remote X, строго говоря, не о городе. Люди двигаются по мегаполису, не принципиально Берлин это, Москва, Лондон. Им предлагаются универсальные, глобальные культурные коды, легко считываемые людьми в большом городе. Мы, напротив, с головой погружаемся в подземные культурные воды и слои Костромы и счастливы отыскивать местные самобытные сокровища, которые дают основу размышлений современного человека из любого города.
А — Наш маршрут укладывается в пределы туристических троп, но на привычном пути участникам предстоит столкнуться с неожиданными контекстами. В этом и заключается роль искусства, в особенности современного: предлагать обычным вещам другие ракурсы. Через необычность обычных вещей мы можем осмыслить себя, свои интересы и переживания.
Куда идем
Ю — сейчас завершился исследовательский этап. Мы определились с географией маршрута, основным материалом, с которыми предстоит работать. На следующем этапе уточняем маршрут, занимаемся драматургией, технологией проекта, чтобы в следующем летнем сезоне запустить экскурсию.
А — на встрече в августе, когда читатели будут читать этот материал, состоится презентация проекта на СТАНЦИИ, мы предложим художественный концепт и решение экскурсии. После чего планируется поиск средств на краудфандинговой платформе, потому что для такого амбициозного и технологичного проекта, действительно, требуются большие средства и расширение команды.
Послание городу
А — Я понял, что еще ни одному городу не уделял столько внимания не из позиции потребителя, жителя или туриста, а из позиции художника. Если долго смотришь на город, ты неизбежно в него влюбляешься и видишь в нем свое отражение. Через пристальное внимание к знаковым местам, историческим фактам и незначительным деталям можно осознать себя, свою географию и биографию.
Очень мало людей, которые смотрят на свой город как на книгу возможных ответов, для большинства — это часть суши, которая призвана удовлетворять твои потребности. Одно из наших посланий, заложенный в проекте: если мы внимательны к месту, в котором живете, то город отвечает взаимностью, становится внимательным к твоей судьбе, твоим вопросам.
Проект проходит в рамках Летней резиденции на СТАНЦИИ при поддержке Фонда Михаила Прохорова.
Рубрика: блог. Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.
Ты — в Костроме, твой гид — Сусанин
Арт-площадка «Станция» инициировала проект создания перформативной экскурсии по городу «Susanin trip». По итогам первой сессии проекта между участниками состоялся разговор, с фрагментами которого знакомим читателей журнала «Номер».
Участники разговора:
Александр Андрияшкин — хореограф, перформер, педагог/ Москва
Сергей Кремнев — архитектор, куратор культурного центра «TEXTIL»/ Ярославль
Юлия Кривцова — культуролог, куратор культурного центра «TEXTIL»/ Ярославль
Мария Сокольникова — PR менеджер арт-площадки «Станция»/ Кострома
Диалоги о городе
Ю — Для меня этот проект является продолжением сотрудничества двух культурных институций — СТАНЦИИ и TEXTIL’я — и использует компетенции обеих команд, чтобы создать новый для Костромы продукт, объединяющий современное искусство и город. В течение 10 лет в Ярославле мы делаем городские проекты, связанные с современной культурой. Наш фестиваль «Архитектура движения» начинался как фестиваль-путеводитель: мы предлагали горожанам карту с маршрутами, переосмысляли привычные места с помощью танца, театра, видеоарта, фотографии. Мы организовывали нестандартные экскурсии, благодаря которым люди открывали свой город заново. Мы с интересом отнеслись к идее создать для Костромы путешествие, через которое ты точнее понимаешь город и самого себя. Обычная экскурсии — это, как правило, факты и информация. Здесь у тебя появляются помощники или проводники, которые предлагают совершенно новый опыт знакомства с городом.
А — Проводник — это голос в наушниках — через различные ситуации он предлагает размышлять о разных городских контекстах, о том, что такое экскурсия как таковая. Мне интересно устанавливать связь между экскурсией, городом и человеком через современное искусство, перформативные практики — театральные практики изучения человека, социума.
Идея создать пешеходный маршрут связана с вопросом: как можно смотреть на город? Часто я и многие мои знакомые сталкиваемся с тем, что ты хочешь познакомиться с городом, выбираешь экскурсию и возникает ощущение, что тебя ведут в кафе, расписанное под хохлому. Ты понимаешь, что, если ты житель этого города, ты никогда в это кафе не пойдешь. Создание альтернативного маршрута похоже на создание кафе, в котором тебе интересно и с которым ты готов себя идентифицировать.
М – Мне кажется, проект пробуждает в человеке интерес к городу, в котором он живет, и даже переосмысление, переоценку того, к чему он привык, что перестал замечать и ценить. Для арт-площадки «СТАНЦИЯ» — это еще один шаг в город, попытка найти новый взгляд на историю и жизнь Костромы, предложить человеку новый формат осмысления себя в городе: кто я? почему я здесь живу? кто такие костромичи?
С – В этом проекте есть междисциплинарность, мы все — носители разного опыта, и именно в пересечении разных точек зрения на город получается наиболее интересная картина мира. Как архитектор я занимаюсь организацией сценариев поведения человека в городской среде. Важным является вовлечение жителей, и не столько в сам проект, сколько в процесс, который одновременно запускается на СТАНЦИИ. В течение недели здесь ежедневно происходили диалоги о городе, встречи разных людей, которые размышляли о том, с какими костромскими местами и историями они себя идентифицируют.
Мой внутренний Сусанин
С — Мы увидели, что, помимо физического въезда в город, существуют символические ворота, через которые мы проходим, — бренды, символы — проигнорировать которые не удастся. Наше внимание привлекли 2 мифа — исторический и литературный, которые встречают туристов и выстраивают отношения с жителями. Я имею в виду Сусанина и Снегурочку. Сейчас эти мифологемы осмысляются людьми, которые занимаются наукой, властью, бизнесом. Но не современными художниками.
А – Очевидно, что город пытается продавать себя как пакет брендов, один из которых — «колыбель российской государственности»- связан с именем Ивана Сусанина. Мы решили использовать его как точку входа для нашего маршрута. Сусанин — это миф и в то же время олицетворение любых мифов о городе и истории. Почти каждое место в Костроме наполнено мифами, и важно, какой из трактовок ты решаешь верить. От этого меняется твое восприятие истории города, страны и, соответственно, твоего места в этой истории и твоего следующего шага. Мы не хотим утверждать или развеивать мифы, нам интересен сам принцип вопросительности: чему ты решаешь верить и куда эта история может тебя привести.
Ю — сейчас набирает популярность понятие внутреннего туризма, люди стали больше путешествовать по России, но в нашем маршруте это понятие раскрывает дополнительное значение: маршрут по городу — это еще и путешествие вглубь самого себя. Идентификация города становится частью самоидентификации человека. В истории Костромы мы находим наводки, маяки для нашей личной истории и опыта. Эти темы проявляются в общении с горожанами, специалистами, в уличных наблюдениях. Темы прирастают к конкретным местам на карте города, получают материализацию в художественных, театральных практиках.
М — сейчас очень популярен проект Remote X, где люди надевают наушники и точно также ходят по городу. И параллели с нашим проектом непроизвольно возникают. В сегодняшнем тренде делать променад-спектакли Remote X выступают ярко и убедительно. И для нас это дополнительный стимул обратить внимание на этот опыт и размышлять о тех вещах, которые интересуют именно нас.
Ю — спектакль Remote X, строго говоря, не о городе. Люди двигаются по мегаполису, не принципиально Берлин это, Москва, Лондон. Им предлагаются универсальные, глобальные культурные коды, легко считываемые людьми в большом городе. Мы, напротив, с головой погружаемся в подземные культурные воды и слои Костромы и счастливы отыскивать местные самобытные сокровища, которые дают основу размышлений современного человека из любого города.
А — Наш маршрут укладывается в пределы туристических троп, но на привычном пути участникам предстоит столкнуться с неожиданными контекстами. В этом и заключается роль искусства, в особенности современного: предлагать обычным вещам другие ракурсы. Через необычность обычных вещей мы можем осмыслить себя, свои интересы и переживания.
Куда идем
Ю — сейчас завершился исследовательский этап. Мы определились с географией маршрута, основным материалом, с которыми предстоит работать. На следующем этапе уточняем маршрут, занимаемся драматургией, технологией проекта, чтобы в следующем летнем сезоне запустить экскурсию.
А — на встрече в августе, когда читатели будут читать этот материал, состоится презентация проекта на СТАНЦИИ, мы предложим художественный концепт и решение экскурсии. После чего планируется поиск средств на краудфандинговой платформе, потому что для такого амбициозного и технологичного проекта, действительно, требуются большие средства и расширение команды.
Послание городу
А — Я понял, что еще ни одному городу не уделял столько внимания не из позиции потребителя, жителя или туриста, а из позиции художника. Если долго смотришь на город, ты неизбежно в него влюбляешься и видишь в нем свое отражение. Через пристальное внимание к знаковым местам, историческим фактам и незначительным деталям можно осознать себя, свою географию и биографию.
Очень мало людей, которые смотрят на свой город как на книгу возможных ответов, для большинства — это часть суши, которая призвана удовлетворять твои потребности. Одно из наших посланий, заложенный в проекте: если мы внимательны к месту, в котором живете, то город отвечает взаимностью, становится внимательным к твоей судьбе, твоим вопросам.
Проект проходит в рамках Летней резиденции на СТАНЦИИ при поддержке Фонда Михаила Прохорова.