Фестиваль современного танца «Диверсия» прошел на родине Островского в пятый раз. К военным действиям его название никакого отношения не имеет — это фестиваль дуэтов, ди-версия. В этом году на Волге появилось пять европейских компаний и две отечественные — и жители одного из самых бедных регионов страны три дня чувствовали себя жителями Европы. В эти три дня у них были те же возможности, что, скажем, у обитателей Лиона, — видеть все грани современного танца, все возможности его, и придирчиво выбирать на свой вкус, что нравится, а что не очень.
Открылся фестиваль выступлением французского дуэта La compagnie Malka. Два танцовщика (они же хореографы) Буба Ландриль Чуда и Николя Мажу в спектакле «Шепоты» почти час рассказывали историю двух заключенных и вложили в танец столько яростной энергии, что, казалось, сейчас рухнут стены зала. Тут надо сказать, что основной площадкой феста стал городской театр имени Островского (невеликий по размерам, но с ярусами, ложами — середина XIX века, можно запросто представить собиравшееся в нем провинциальное дворянское общество), открытие же «Диверсии» происходило на артплощадке «Станция». Руководители фестиваля Иван Естегнеев и Евгений Кулагин (они же руководители труппы «Диалог данс», что минувшей весной получила «Золотую маску» за лучший спектакль контемпорари в России) создали ее два года назад как центр современного искусства, и теперь там, случается, гостит Большой фестиваль мультфильмов, проходят выставки, ну и, конечно, выступает танцующий народ. Зал на «Станции» — это такой темный параллелепипед с амфитеатром ступенек для зрителей; так вот когда танцевали французы, казалось, что стены этого черного ящика выгибаются наружу от напора артистов.
«Шепоты» поражают тем, как правильно передано напряжение двух запертых в одной камере людей. Не тривиальная агрессия по отношению друг к другу, но напряжение, будто разлитое в воздухе, направленное в никуда. Герои не дерутся и даже почти не сталкиваются — что-то они делают синхронно, в какой-то момент один яростно танцует, другой лежит на койке, перелистывает книжку. Черный парень мрачнее и сдержаннее, белый старается держать себя в руках, но буквально лезет на стену — в нее высоко вбиты штыри, и танцовщик подтягивается на них, на несколько секунд замирает — как будто, оторвавшись от пола камеры, можно представить, что камера к тебе уже отношения не имеет. Эту поэму отчаяния костромской народ встретил просто овацией, не имеющей ничего общего к любви местных водителей к радио «Шансон».
Швейцарская компания Т42 в спектакле «Чай для двоих» разыгрывала сценки на тему межкультурной коммуникации: японка и европеец пытались понять друг друга. (Мисото Ину и Феликс Дюмерил сами сочинили и сами станцевали эту одноактовку.) Танцовщица молитвенно складывала руки, все время кланялась и обозначала удары ногой (поклоны и боевые искусства — связанный с японцами штамп), танцовщик ходил за ней по пятам и пытался понять и воспроизвести ее движения (насмешливые заметки авторов по поводу готовности жителей континента принимать отличия чужаков). Попытка понимания приводит к полному подчинению — героиня в конце концов управляет партнером с помощью палочек: цепляет этими столовыми приборами то его ухо, то пятку, то нос — и размещает героя в пространстве так, чтобы выглядел более изящно (как суши на тарелке). Но в этой шуточке нет печали — история не только о Европе и Азии, но о женщине и мужчине и о том, что, быть может, идеальный союз — это ровно тот, которым женщина аккуратно управляет, а мужчина с удовольствием подчиняется.
Из иноземных гастролеров еще запоминаются южнокорейские фрики из Ambiguous dance company (в спектакле «Сосуществование» они устраивают нечто вроде игры на раздевание, периодически изображая гитаристов на рок-концерте — инструментов на сцене нет, но это им не мешает) и израильская Dana Ruttenberg Dance Group, где рукопожатия двух парней мгновенно переходят в дуэль и, собственно, утверждается, что любое рукопожатие — это дуэль и есть. А из двух российских трупп наиболее симпатично смотрится екатеринбургская компания Zonka — Анна Щеклеина и Александр Фролов рассказали тихую love story о паре, что может на несколько минут натянуть нервы и оказаться на грани разрыва, но после все равно уляжется рядом, потому что в одиночестве слишком холодно. (Спектакль, в финале которого бедолаги натягивают на себя последовательно пять одеял, вызвал очевидное сочувствие у публики.) Завершив фестиваль, его организаторы начали готовиться к новому проекту — в этом году впервые часть общероссийского фестиваля современного танца «Цех», что традиционно случается в декабре, пройдет в Костроме. «Диалог данс» продолжает просвещать публику, все так же не получая ни копейки из бюджета (нынешний фестиваль поддержали французский институт и чешский культурный центр, отель «Шелестофф» и театр Островского, не заламывавший цен на аренду). Публика «Диалогу» за это благодарна. Но долго ли еще продержатся эти труженики и фанаты современного искусства?
Текст: Анна Гордеева. Московские новости, сентябрь 2011
Рубрика: диалог данс and tagged танец, театр. Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.
Шепоты и фрики в «Московских новостях»
Фестиваль современного танца «Диверсия» прошел на родине Островского в пятый раз. К военным действиям его название никакого отношения не имеет — это фестиваль дуэтов, ди-версия. В этом году на Волге появилось пять европейских компаний и две отечественные — и жители одного из самых бедных регионов страны три дня чувствовали себя жителями Европы. В эти три дня у них были те же возможности, что, скажем, у обитателей Лиона, — видеть все грани современного танца, все возможности его, и придирчиво выбирать на свой вкус, что нравится, а что не очень.
Открылся фестиваль выступлением французского дуэта La compagnie Malka. Два танцовщика (они же хореографы) Буба Ландриль Чуда и Николя Мажу в спектакле «Шепоты» почти час рассказывали историю двух заключенных и вложили в танец столько яростной энергии, что, казалось, сейчас рухнут стены зала. Тут надо сказать, что основной площадкой феста стал городской театр имени Островского (невеликий по размерам, но с ярусами, ложами — середина XIX века, можно запросто представить собиравшееся в нем провинциальное дворянское общество), открытие же «Диверсии» происходило на артплощадке «Станция». Руководители фестиваля Иван Естегнеев и Евгений Кулагин (они же руководители труппы «Диалог данс», что минувшей весной получила «Золотую маску» за лучший спектакль контемпорари в России) создали ее два года назад как центр современного искусства, и теперь там, случается, гостит Большой фестиваль мультфильмов, проходят выставки, ну и, конечно, выступает танцующий народ. Зал на «Станции» — это такой темный параллелепипед с амфитеатром ступенек для зрителей; так вот когда танцевали французы, казалось, что стены этого черного ящика выгибаются наружу от напора артистов.
«Шепоты» поражают тем, как правильно передано напряжение двух запертых в одной камере людей. Не тривиальная агрессия по отношению друг к другу, но напряжение, будто разлитое в воздухе, направленное в никуда. Герои не дерутся и даже почти не сталкиваются — что-то они делают синхронно, в какой-то момент один яростно танцует, другой лежит на койке, перелистывает книжку. Черный парень мрачнее и сдержаннее, белый старается держать себя в руках, но буквально лезет на стену — в нее высоко вбиты штыри, и танцовщик подтягивается на них, на несколько секунд замирает — как будто, оторвавшись от пола камеры, можно представить, что камера к тебе уже отношения не имеет. Эту поэму отчаяния костромской народ встретил просто овацией, не имеющей ничего общего к любви местных водителей к радио «Шансон».
Швейцарская компания Т42 в спектакле «Чай для двоих» разыгрывала сценки на тему межкультурной коммуникации: японка и европеец пытались понять друг друга. (Мисото Ину и Феликс Дюмерил сами сочинили и сами станцевали эту одноактовку.) Танцовщица молитвенно складывала руки, все время кланялась и обозначала удары ногой (поклоны и боевые искусства — связанный с японцами штамп), танцовщик ходил за ней по пятам и пытался понять и воспроизвести ее движения (насмешливые заметки авторов по поводу готовности жителей континента принимать отличия чужаков). Попытка понимания приводит к полному подчинению — героиня в конце концов управляет партнером с помощью палочек: цепляет этими столовыми приборами то его ухо, то пятку, то нос — и размещает героя в пространстве так, чтобы выглядел более изящно (как суши на тарелке). Но в этой шуточке нет печали — история не только о Европе и Азии, но о женщине и мужчине и о том, что, быть может, идеальный союз — это ровно тот, которым женщина аккуратно управляет, а мужчина с удовольствием подчиняется.
Из иноземных гастролеров еще запоминаются южнокорейские фрики из Ambiguous dance company (в спектакле «Сосуществование» они устраивают нечто вроде игры на раздевание, периодически изображая гитаристов на рок-концерте — инструментов на сцене нет, но это им не мешает) и израильская Dana Ruttenberg Dance Group, где рукопожатия двух парней мгновенно переходят в дуэль и, собственно, утверждается, что любое рукопожатие — это дуэль и есть. А из двух российских трупп наиболее симпатично смотрится екатеринбургская компания Zonka — Анна Щеклеина и Александр Фролов рассказали тихую love story о паре, что может на несколько минут натянуть нервы и оказаться на грани разрыва, но после все равно уляжется рядом, потому что в одиночестве слишком холодно. (Спектакль, в финале которого бедолаги натягивают на себя последовательно пять одеял, вызвал очевидное сочувствие у публики.) Завершив фестиваль, его организаторы начали готовиться к новому проекту — в этом году впервые часть общероссийского фестиваля современного танца «Цех», что традиционно случается в декабре, пройдет в Костроме. «Диалог данс» продолжает просвещать публику, все так же не получая ни копейки из бюджета (нынешний фестиваль поддержали французский институт и чешский культурный центр, отель «Шелестофф» и театр Островского, не заламывавший цен на аренду). Публика «Диалогу» за это благодарна. Но долго ли еще продержатся эти труженики и фанаты современного искусства?
Текст: Анна Гордеева. Московские новости, сентябрь 2011