Новая работа «Диалог-данс» (Кострома) — «Pastime Paradise» («Потерянный рай») cделана точно тем же составом, что «Mirliflor», принесший несомненный успех команде 4 года назад. Но пользоваться старыми рецептами не стали. Иван Естегнеев, Евгений Кулагин, Мария Качалкова и Татьяна Караванова в течение длительного времени, встречаясь, при первой возможности, с хореографом Карин Понтьес (Бельгия) создали спектакль про другое и по- другому. Нет, конечно, и здесь, и там – работа в пределах физического театра: поиск все новых возможностей «думающего» тела и телесных взаимодействий. И здесь, и там – поток висцеральной энергии, осмысленный и внятный. Поменялся даже не сюжет: он по сути, тот же – тысячи тончайших нюансов в отношениях между людьми (в данном случае – двумя мужчинами и двумя женщинами) раскрываемых исключительно телесной пластикой и мимикой. Сюжет наполнился новыми смыслами.
В «Mirliflor» демонстрировалась бесконечная сборка-разборка четырех тел, словно распадающихся на составные части и сжатых в границах замкнутого, тесного пространства. Официозно-казенные костюмы (темные пиджаки, юбки и брюки, туфли на каблуках у женщин) и невозмутимые лица-маски клерков, по которым лишь иногда пробегала рябь хищных взглядов и двусмысленных улыбок, придавала происходящему черты кошмарного кафкианского абсурда.
Новый спектакль – он заявлялся, как спектакль о детстве – а приори более человечен. Летящая качель (главный смыслообразующий элемент спектакля) дает чувство воздуха и простора. У четырех обитателей этого спектакля есть не только онлайн-настоящее, но будущее (если «читать» их именно как познающих мир малых детей) или прошлое (если понимать их еще и как взрослых, остающихся в чем-то детьми или вспоминающих детство). В общем, к пространственному и временному добавляется и смысловой объем. «Рай», впрочем, больше фигура речи – отношения и самоидентификация в любом возрасте непросты и мучительны. Привязанность и горечь разлуки, эгоцентризм и страдание от непонимания, потрясающая радость встречи и одиночество, влечение и отталкивание. Все, что проживает человек, в любом возрасте превращает его жизнь то в рай, то в ад.
Как и прежде, в новом спектакле каждое движение, каждый жест – неповторимы и выстраданы в многочасовых репетициях-поисках точной фиксации смысла. Находки и обретения, филигранная уже не игра, не танец, но телесная практика каждого артиста. Процесс, где каждый выкладывает самое себя наружу через движение (и, через это, преодолевает собственные границы, меняется – думаю, никто не остался прежним от начала работы над спектаклем – к его премьере) бесценен. Благодаря ему каждый жест кажется порождением текущего момента. Все тело превращается в жест – от сгибания-разгибания большого пальца ноги до нарастающих – от нежности до исступления – прикосновений к телу другого. Немалую роль в ощущении живого процесса играет музыка: меланхоличные гитарные наигрыши David Monceau (Франция) чутко реагируют на динамику действия. Возникают те самые эффекты «присутствия» («Prasenz», «Presenсe») и «ре-театрализации» (преодоления границ жизни-искусства), что признаются исследователями как важнейшие качества нового театра. Театра, лишенного банальных эффектов, нарратива и прямолинейности.
При всем том, импровизации онлайн, на глазах у зрителя, пожалуй, нет. Она была бы катастрофична для спектакля, где каждое движение, поддержка, переплетение тел выверены с акробатической точностью: ведь каждый участник ежесекундно рискует своим телом. «Pastimeparadise» – это цельный, завершенный, выстраданный спектакль, с программируемым авторами, но неожиданным для публики результатом. Тот счастливый случай, когда многочисленные пробы и ошибки приводят к убедительному результату: финал наступает раньше, чем у зрителя исчерпывается удовольствие от погружения в «текст».
Наталия Курюмова, март 2015 г., Кострома-Екатеринбург
Рубрика: блог, диалог данс and tagged танец. Bookmark the permalink. Both comments and trackbacks are currently closed.
Эксперт «Золотой Маски» Наталия Курюмова о спектакле «Потерянный рай»
«Потерянный рай»: удовольствие от текста
Новая работа «Диалог-данс» (Кострома) — «Pastime Paradise» («Потерянный рай») cделана точно тем же составом, что «Mirliflor», принесший несомненный успех команде 4 года назад. Но пользоваться старыми рецептами не стали. Иван Естегнеев, Евгений Кулагин, Мария Качалкова и Татьяна Караванова в течение длительного времени, встречаясь, при первой возможности, с хореографом Карин Понтьес (Бельгия) создали спектакль про другое и по- другому. Нет, конечно, и здесь, и там – работа в пределах физического театра: поиск все новых возможностей «думающего» тела и телесных взаимодействий. И здесь, и там – поток висцеральной энергии, осмысленный и внятный. Поменялся даже не сюжет: он по сути, тот же – тысячи тончайших нюансов в отношениях между людьми (в данном случае – двумя мужчинами и двумя женщинами) раскрываемых исключительно телесной пластикой и мимикой. Сюжет наполнился новыми смыслами.
В «Mirliflor» демонстрировалась бесконечная сборка-разборка четырех тел, словно распадающихся на составные части и сжатых в границах замкнутого, тесного пространства. Официозно-казенные костюмы (темные пиджаки, юбки и брюки, туфли на каблуках у женщин) и невозмутимые лица-маски клерков, по которым лишь иногда пробегала рябь хищных взглядов и двусмысленных улыбок, придавала происходящему черты кошмарного кафкианского абсурда.
Новый спектакль – он заявлялся, как спектакль о детстве – а приори более человечен. Летящая качель (главный смыслообразующий элемент спектакля) дает чувство воздуха и простора. У четырех обитателей этого спектакля есть не только онлайн-настоящее, но будущее (если «читать» их именно как познающих мир малых детей) или прошлое (если понимать их еще и как взрослых, остающихся в чем-то детьми или вспоминающих детство). В общем, к пространственному и временному добавляется и смысловой объем. «Рай», впрочем, больше фигура речи – отношения и самоидентификация в любом возрасте непросты и мучительны. Привязанность и горечь разлуки, эгоцентризм и страдание от непонимания, потрясающая радость встречи и одиночество, влечение и отталкивание. Все, что проживает человек, в любом возрасте превращает его жизнь то в рай, то в ад.
Как и прежде, в новом спектакле каждое движение, каждый жест – неповторимы и выстраданы в многочасовых репетициях-поисках точной фиксации смысла. Находки и обретения, филигранная уже не игра, не танец, но телесная практика каждого артиста. Процесс, где каждый выкладывает самое себя наружу через движение (и, через это, преодолевает собственные границы, меняется – думаю, никто не остался прежним от начала работы над спектаклем – к его премьере) бесценен. Благодаря ему каждый жест кажется порождением текущего момента. Все тело превращается в жест – от сгибания-разгибания большого пальца ноги до нарастающих – от нежности до исступления – прикосновений к телу другого. Немалую роль в ощущении живого процесса играет музыка: меланхоличные гитарные наигрыши David Monceau (Франция) чутко реагируют на динамику действия. Возникают те самые эффекты «присутствия» («Prasenz», «Presenсe») и «ре-театрализации» (преодоления границ жизни-искусства), что признаются исследователями как важнейшие качества нового театра. Театра, лишенного банальных эффектов, нарратива и прямолинейности.
При всем том, импровизации онлайн, на глазах у зрителя, пожалуй, нет. Она была бы катастрофична для спектакля, где каждое движение, поддержка, переплетение тел выверены с акробатической точностью: ведь каждый участник ежесекундно рискует своим телом. «Pastimeparadise» – это цельный, завершенный, выстраданный спектакль, с программируемым авторами, но неожиданным для публики результатом. Тот счастливый случай, когда многочисленные пробы и ошибки приводят к убедительному результату: финал наступает раньше, чем у зрителя исчерпывается удовольствие от погружения в «текст».
Наталия Курюмова, март 2015 г., Кострома-Екатеринбург